Станислав Милославский: всегда учиться и трудиться, не забывая про тылы!

В лыжном мире Новосибирской области (и много где за ее пределами) Станислав Милославский хорошо известен: мастер спорта СССР, заслуженный тренер России, педагог, активист добровольно-спортивного общества «Урожай», в 2003–2016 гг. – директор ГАУ НСО «Спортивная школа олимпийского резерва по лыжному спорту», а ныне – тренер-консультант Регионального центра спортивной подготовки сборных команд и спортивного резерва (в прошлом – Школы высшего спортивного мастерства). Всегда в гуще всех событий региона, связанных так или иначе с лыжами. Много лет был главным судьей популярной массовой гонки «Лыжня России». А совсем недавно трудился в том же качестве на лыжных соревнованиях XXV зимних сельских спортивных игр Новосибирской области в Колывани.
21 марта маэстро отмечает свое 80-летие. Главными секретами бодрости и благополучия считает активный образ жизни, позитивное отношение к ней, постоянную работу над собой и, разумеется, общение с родными-близкими, семейное тепло и домашний уют, которые как ничто иное помогают восстанавливать силы и «держать равновесие». Сегодня Станислав Милославский – гость нашей страницы.
«А поезжай-ка ты в Новосибирск!» – говорит мне Тихонов…
– Станислав Александрович, с лыжами вы подружились еще в юные годы, живя на Урале. Как вы оказались в Новосибирске, с которым связали всю свою дальнейшую судьбу?
– Моя малая родина – Челябинская область, город Чебаркуль. Там я и начал заниматься спортом. Обычная история из нашего детства: в школе работала лыжная секция, кроме нее, податься было особо некуда. Я начал заниматься, показывать результаты. Продолжил тренировки в период армейской службы, которую проходил в Нижнем Тагиле. В Новосибирске оказался позже – благодаря Александру Тихонову, на тот момент будущему великому биатлонисту, четырехкратному олимпийскому чемпиону.

– Вот как! А подробнее?
– Я был хорошо знаком с Александром Ивановичем, он тоже родом из-под Челябинска, немного моложе меня. Вышло так, что мы окончили одно ремесленное училище, а потом стали работать в одном цехе на Челябинском металлургическом заводе. Тихонов, конечно, тогда уже вовсю тренировался, был зачислен в сборную предприятия, ездил по соревнованиям. И вдруг, во время очередной нашей встречи, он мне говорит: «А поезжай-ка ты в Новосибирск! Там есть отличный техникум физкультуры, вот туда тебе надо!» Тихонову я доверял. По его совету собрался и отправился в путь. Был 1967 год.
– То есть вам уже было хорошо за двадцать…
– Да, я был великовозрастный студент по тем временам! Но оставался в хорошей физической форме, и мой наставник, Валентин Михайлович Романов, который одно время тренировал Тихонова, стал подключать меня к соревнованиям. Я выступал за общество «Трудовые резервы». По окончании техникума стал работать в системе физвоспитания – сначала в новосибирском ГПТУ № 1, затем в ДСО «Урожай», позже – в училище олимпийского резерва, которое было создано на базе техникума физической культуры. А в 2003 году возглавил школу олимпийского резерва по лыжному спорту.

…И сел с Амосовой за одну парту
– Ненадолго вернемся в техникум. Интересно получается: один будущий олимпийский чемпион вас однажды туда отправил, а с другой чемпионкой, тоже будущей на тот момент, вы вместе учились. Ведь знаменитая лыжница Зинаида Амосова была вашей однокурсницей?
– Мало того, я с ней за одной партой сидел! Девичья фамилия у нее – Шишкина, потом она замуж за Володю Амосова вышла, который тоже начинал как лыжник, но в дальнейшем перешел в биатлон и стал тренером. Мы все вместе учились. А приехали они сюда, как и Тихонов, при содействии тренера Романова. Позже Зина перешла к Ивану Ильину, под его руководством уже готовилась к Олимпийским играм, где в 1976 году в составе сборной СССР выиграла эстафетную гонку. Сейчас она живет в Екатеринбурге.
– Но раз уж за одной партой вы с ней сидели, расскажите, какие воспоминания о себе Зинаида Степановна оставила из студенческих лет? Какой была ученицей?
– Все помнят ее, еще по юности, как очень крепкую спортсменку. Ноги невероятно сильные, да и сама она «в целом» – тоже. Идем, например, в лыжный поход – так мы называли длительные тренировки, которые по четыре – пять часов проходили: там и кросс, и смешанное передвижение, нагрузка невероятная! Многие не выдерживали и мизерной части того, что Амосова там выделывала: жмет, и хоть бы что! Характер, конечно, бойцовский. Было, чему у нее поучиться, что перенять.

Прежде всего – воспитать человека!
– Вы дали многим спортсменам путевку в жизнь, воспитали пятнадцать мастеров спорта, в том числе победителей первенства мира – Наталью Моисееву (Заеву) и Алексея Лушкина. А что вы прежде всего старались донести до подопечных, какие ценности им привить?
– В первую очередь я стремился их убедить, что каждый должен стать человеком – порядочным, самостоятельным, с твердым характером. Ясно, что не всем дано быть чемпионами. Другим дано, но потом они все равно заканчивают карьеру, и надо как-то определяться в дальнейшей жизни. Вот, помимо тренировок, я вел с учениками беседы, настраивал их на нужный лад. Объяснял, что без уважения – и к другим, и к себе – ничего хорошего в жизни они не достигнут. Надо быть великодушным, помогать ближнему. И я очень рад, что все мои воспитанники нормально устроились, обрели семьи, трудятся, оставаясь добрыми, порядочными людьми.

– На ваш взгляд, во многом им помогли именно занятия спортом?
– Это действительно так. Ведь кроме того, что люди выросли физически крепкими, они смогли еще и воспитать характер, определенное отношение к жизни, к труду, к таким понятиям как «дисциплина» и «самодисциплина». Тем более поколение моих учеников застало довольно сложные времена – для общества в целом и для спорта в частности. Сегодня все изменилось: те же лыжники, возьмем спорт высших достижений, живут просто припеваючи – накормлены, напоены, спать уложены, их не только тренер сопровождает на сборах, но и сервисмен, и психолог, и другие важные специалисты. И это здорово: тренируйся не хочу! Мы же были поставлены в иные условия. Часто приходилось крутиться уже за тем, чтобы команду не оставить без обеда.

Дрова – в зачёт по ОФП
– О, такое от старшего поколения наставников мы слышим часто: тренер былого образца – это не только тренер, сервисмен и психолог, но и еще и повар, и не только. Было с вами такое?
– А как же! Я ехал со спортсменами на сборы и вез свою посуду – кастрюли, сковородки, сам готовил команде обед. Когда работал в училище олимпийского резерва, мы с его директором, Виктором Ивановичем Пунгиным, заранее планировали, как будем содержать и, в частности, кормить спортсменов. Денег на все это выделялось немного, и мы вынуждены были сами придумывать разные ходы.
– Какие, например? Если не секрет…
– Была, допустим, такая схема: собирали разные вещи, у кого что есть, – пуховики, спортивные костюмы… Я ехал в Сузун, где у меня друг был директором маслосырзавода. Менял эти вещи, соответственно, на масло и сыр. Потом с командной отправлялся на Семинский перевал – популярное место проведения спортивных сборов на Алтае. Там в близлежащих населенных пунктах натуральный обмен продолжался: молочную продукцию менял на водку, водку – на мясо, а уже из мяса варил ребятам суп! Всегда боялся только одного: вдруг что-то не срастется, какое-то звено не сработает, и мои подопечные останутся голодными. Питание было, прямо скажем, не очень… Сам я крутился и добывал все, что мог, включая витамины. Как без них спортсмену? Однажды, опять-таки на Алтае, удалось снабдить команду пантогематогеном, в бутылках. А у меня тогда сестры-близнецы Моисеевы тренировались, Наталья и Ольга. Как-то вечером захожу к ним в комнату и вижу картину: обе сидят за столиком, перелили в миску этот пантогематоген, хлеб туда макают и едят! «Вы что делаете?» – говорю. А они мне: «Это же вкусно! Он сладкий!»

– Значит, для команды вы были еще и снабженцем, и маркетологом, и завхозом…
– Да, перечислять можно долго! А спали иной раз в каких условиях? На сборы везли с собой матрасовки и наволочки, набивали все эти тряпки сеном из местных конюшен и делали себе постель. Нередко ночевали в школьных спортзалах на матах. Всякое было.
– Местное население охотно шло вам навстречу?
– В основном да, ведь у нас на самом деле много людей понимающих, сердобольных, гостеприимных, особенно в сельской местности. Но и мы, в свою очередь, старались отрабатывать доверие. Совмещать в том числе приятное с полезным. Мои ребята часто кололи дрова старушкам. Колка дров шла в зачет по общефизической подготовке. Мы, кстати, этот пункт у финских спортсменов переняли. У них давно так заведено: они проходят ОФП в том числе на заготовках леса!

– Девчонки тоже дрова кололи?
– Кто умел обращаться с топором, тот колол, другие собирали эти дрова и складывали в поленницу. Делали мы и разную другую работу, благо, на селе ее предостаточно. А за свой труд получали что-нибудь вкусное. Например, доводилось нам бывать в районе золотых приисков Кузбасса – там работников обеспечивали неплохо, и они делились с нашими спортсменами. В частности – сгущенкой! Это сейчас ее полно в магазинах, а раньше она была экзотикой. Мы никакого труда не боялись, все применяли в тренировочном процессе. Зимой сами лыжню торили, ходили по целине, «Буранов» ведь тоже не было. Такой подход воспитывал у молодежи и уважение к труду, и укреплял выносливость. Никто не ныл, все спокойно выполняли поставленные задачи.

Теперь немного о любви. К работе и не только…
– Станислав Александрович, а сами вы у своих воспитанников чему-нибудь учились? Бывает же так, что именно молодежь открывает что-нибудь интересное для старших…
– У нас постоянно взаимное обучение шло. Те же Наталья Моисеева и Алексей Лушкин много ездили, общались с представителями большого лыжного мира, со спортсменами сборной России, что-то новое узнавали, перенимали. Потом возвращались, и мы все вместе разбирали приобретенные новинки. Когда активно стала внедряться техника конькового хода, нам очень не хватало именно таких «живых» уроков. Вот на примере тех спортсменов, кто ее уже освоил, хотя бы немного, мы обучали других. Как толчок правильно делать? Какую работу выполняют руки, ноги, спина? Вот мы каждый штрих, каждый шаг, каждую деталь довольно тщательно разбирали. Тренировка становилась похожей на замедленное кино! Эталоном для нас стала новосибирская спортсменка Лилия Васильченко, чемпионка мира 1985 года. Она хорошо коньковым ходом овладела, начала проводить для наших лыжников мастер-классы. Ну а если отвлечься от спортивной темы, отвечая на ваш вопрос… Конечно, всегда с молодежью интересно поговорить за жизнь, узнать, как она к тем или иным вещам относится, о чем думает, какие у нее интересы. Из этого общения непременно и для себя что-то полезное вынесешь. Не говорю о том, что именно молодые нас сегодня учат обращаться с компьютерами, смартфонами и другой техникой, без которой современный мир уже немыслим.

– Что, по-вашему, главное в работе тренера? Без чего он не состоится как профессионал?
– В первую очередь надо очень любить свою работу, свою профессию. Хочешь быть нормальным тренером – больше работай над собой, постоянно учись и совершенствуйся сам. Больше внимания уделяй воспитанникам, уважай их, старайся индивидуально подходить к каждому. Скажу еще, руководствуясь собственным опытом: хорошо, когда у тренера есть надежный тыл, когда близкие люди, друзья и твоя семья относятся к тебе с пониманием и поддерживают тебя во всем. Ведь сколько времени мы проводим на тренировках, как часто бываем в разъездах, какими вымотанными порой возвращаемся домой… Мы с моей супругой, Валентиной Петровной, живем уже 56 лет. Она не из спортивной среды, по профессии – врач-терапевт, имеет высшую категорию. Но всегда меня поддерживает, а если что – умеет отнестись к ситуации с юмором. Как-то возвращаюсь из командировки, говорю с ней о том, о сем… А жена мне, так, незлобиво: «Ты бы хоть у дочери поинтересовался, в какой она институт поступила!» Я даже обомлел на секунду – надо же, дочь поступила! Такое событие, а у меня в голове только сборы…

– И чем дело кончилось?
– Конечно, мы потом все вместе разговаривали, смеялись, обнимались. Эти казусные моменты никак не влияют на наши добрые семейные отношения, все мы любим и уважаем друг друга в любом случае. У нас с Валентиной две дочки – Наталья и Яна, две внучки – Саша и Маша, а сейчас еще внук подрастает, Егор. Ему семь лет, мы с ним очень дружны и стараемся больше времени проводить вместе, в том числе ходить на лыжах. Сегодня я продолжаю работать, являюсь тренером-консультантом в Региональном центре сборных команд и спортивного резерва. Часто езжу по районам области. К счастью, соревнований у нас много проводится – где-то я в судействе, где-то нужно трассу помочь подготовить, в общем только успевай все делать! Но каждый раз я знаю, что вернусь домой и там меня всегда встретят с радостью и любовью. Пусть у каждого будут такие тылы!

Беседовала Наталья Манторова.
В подборке иллюстраций использованы фото пресс-службы министерсва физической культуры и спорта Новосибирской области и фото из личного архива семьи Милославских. Благодарим за помощь в создании галереи Наталью Милославскую.