Юрий Каразаев: «Вновь и вновь убеждаюсь, что движение – жизнь!»

Более половины из них наш герой посвятил тренерской работе, воспитал многих выдающихся пловцов-подводников, включая Сергея Ахапова, Ларису Бутенко, Андрея Горбунова. Александра Зубрича, Алексея Жукова, Елену Мельникову, Олега Михеева, Наталью Музыченко и других. Мастерами спорта международного класса стали также его дочери – Анастасия и Екатерина. Сегодня Юрий Николаевич трудится на посту начальника отдела спортивной подготовки Государственного автономного учреждения Новосибирской области «Спортивная школа олимпийского резерва водных видов спорта».
«Это уникальный человек, профессионал с большой буквы, действительно второй отец, который нас учил не только добиваться успехов в спорте, но и уверенно ориентироваться в жизни, заботился о том, чтобы мы стали настоящими людьми, – говорит самый титулованный его ученик, заслуженный мастер спорта СССР, 31-кратный рекордсмен мира, 21-кратный чемпион мира, семикратный победитель Всемирных игр, ныне министр физической культуры и спорта новосибирской области Сергей Ахапов. – Мне очень приятно, что он по-прежнему остается в строю, активно передает молодым свой опыт, и уже не только тренерский, но и опыт административной работы».
Почему именно водные виды спорта стали делом жизни Юрия Каразаева? Как он, уроженец Харькова, окончивший Азербайджанский институт нефти и химии, оказался в Сибири, где смог реализовать свое истинное призвание? Об этом и много другом рассказывает сегодня наш юбиляр.
…И стал с водой на «ты»
– Юрий Николаевич, в свое время вы сами серьезно занялись плаванием. Как был сделан этот выбор?
– В детстве я три раза тонул. И вот после третьего такого случая отец меня выпорол и отвел в бассейн. Жили мы тогда в Пензе, мне было семь лет. Я стал тренироваться, даже был зачислен в московскую школу-интернат при ЦСКА. Но затем решил ее бросить – наскучило. Вернулся в Баку к родителям.
– Почему в Баку?
– Мой папа был офицером, семья часто переезжала с места на место, и некоторое время мы жили в столице Азербайджана. Там, кстати, я увлекся водным поло. Играл три года в высшей лиге – за ватерпольный клуб «Краснознаменная каспийская флотилия». Очень сильная команда была! А одним из главных учителей в моей жизни стал наш тренер Евгений Иванович Сальцын, серебряный призер Олимпийских игр по водному поло 1960 года. На этих Играх он решающий гол забросил в матче за выход в финал. Евгений Иванович обладал таким свойством: очень хорошо видеть игровое поле, тонко чувствовать пространство. Видимо, ему от природы это было дано. Но, конечно, природные данные всегда необходимо развивать, чтобы они давали нужный результат. Вот и задатки своих учеников он старался максимально раскрыть. Благодаря его урокам я тоже свой кругозор увеличил, стал буквально чувствовать мяч, с какой бы стороны он ни подлетал… Знаете, как Евгений Иванович мне говорил? «У всех людей два глаза, а у тебя – два впереди, два сзади и еще столько же по бокам!»
– Однако и на водном поло вы не остановились – начали плавать в ластах…
– Да, в 1972 году решил попробовать себя в новом качестве. Занимался в ЦСК Военно-морского флота, вскоре выполнил норматив мастера спорта СССР, затем – мастера спорта СССР международного класса. А уже в 1975 году приехал в Новосибирск. Точнее, 31 декабря 1974 года в 21.58 по местному времени. Именно так, за два часа до боя курантов, прибыл сюда мой поезд из Москвы.
Сибирь: мало не показалось!
– Что же вас привело в наши края?
– Все просто: квартирный вопрос. В Москве было тяжело с жильем, ничего мне там не светило. А здесь были перспективы. Хотя я сначала колебался: ехать – не ехать? Но буквально перед новым годом принял решение...
– Прекрасное время для знакомства с Сибирью – разгар зимы!
– Да, первое впечатление оказалось ярким! Я был довольно легко одет, начальник местного клуба СКА Николай Николаевич Новиченко прислал за мной на вокзал машину, а с ней – валенки и тулуп. Вышел я из поезда, тут же меня таким хорошим сибирским морозцем обдало. Думаю, ну все, конец! Но вскоре «спасатели» подоспели.
– Быстро вы здесь адаптировались?
– Тяжело, конечно, было поначалу. Климат своеобразный… А потом ничего, привык. Продолжил свою спортивную карьеру, коллектив оказался просто замечательный! Моим наставником был Александр Максимович Тырин – очень оригинальный человек, прекрасный тренер. Сейчас он в Белоруссии живет.
– А если сравнить систему спортивной подготовки в Новосибирске и Москве? Заметно ли мы тогда проигрывали столице?
– Что вы, наоборот! Здесь на тренировках приходилось делать просто огромный объем работы, в Москве такого не было! Четыре-пять месяцев в году я плавал по три раза в день, самый большой дневной объем тренировки составлял 31 километр. А в среднем я проплывал по 20–24 километра за день: 10–12 километров утром, это аэробная работа. Потом, в середине дня, поменьше, а вечером – так, заминка… Соответственно, очень быстро росли мои спортивные результаты.
Истинное призвание
– Но вскоре вы перешли на тренерскую работу. Решили прервать карьеру действующего спортсмена ради нового дела?
– Да, к тому же Александр Максимович разглядел во мне преемника и сказал: «Юра, именно ты меня заменишь на бортике!» Так и получилось. Могу заверить: я, наконец-то, нашел себя, свое истинное призвание. Одно время пробовал совмещать собственные тренировки и работу с детьми. Но потом понял: если хочу быть тренером, надо самому уже завязывать с большим спортом. Это не дело, если я продолжу мотаться по соревнованиям и сборам, а дети будут надолго оставаться беспризорными.
– Вы согласны с тем, что судьба спортсмена во многом зависит от того, встретит ли он в жизни именно своего тренера? Такого тренера, с которым он найдет полное взаимопонимание, который будет видеть его насквозь, поможет ему максимально реализовать природный потенциал…
– Конечно! Тренер и спортсмен должны представлять собой единое целое, сообща делать всю работу. С другой стороны, тренеры – это в определенном смысле обслуживающий персонал. Главная наша задача – создавать условия, чтобы спортсмены показывали высокие результаты. На соревнованиях сразу видно, кто как предварительно поработал. Но и поддержать человека непосредственно на старте – тоже великий труд! Мои воспитанники только на чемпионатах мира 47 золотых медалей завоевали. Так вот, каждая медаль, каждая победа твоего подопечного стоит тебе невероятных сил, огромного количества энергии. Бывало, я на чемпионат мира приезжал с командой. И за одни лишь соревнования до пяти килограммов терял… сидя на трибуне! Да, да, ты буквально отрываешь частицу себя в такие моменты и передаешь спортсмену, эмоционально и физически выкладываешься так, будто сам ведешь борьбу на дорожке. Сила твоей души, твоих эмоций может поистине вершить чудеса, давать необходимый стимул спортсмену в решающий момент.
– Если каждый раз вы отдавали подопечным столько сил, как вы эти силы потом восстанавливали?
– Любой стресс снимается физической активностью. У меня и в работе разные ситуации бывали, допустим, какой-то вопрос решался не в мою пользу, я сильно переживал. Но потом приходил в бассейн, проплывал километра полтора-два – и все, как новенький! Не надо лезть из кожи – достаточно обеспечить себе посильную нагрузку, в свое удовольствие. Я и ученикам всегда говорил: даже если вы физически очень устали, выложились по полной программе на тренировке – возьмите досточки, лягте на воду, спокойно поплавайте, подышите, поболтайте друг с другом… Активный отдых в несколько раз эффективнее для восстановления сил, чем попытка просто отсидеться на скамейке. Это обусловлено естественными процессами в организме, работой различных механизмов его энергообеспечения.
Успеха залог – своевременный рывок
– К слову, об учениках. Какие качества вы в них ценили прежде всего? Что, кроме грамотного взаимодействия с тренером, помогало им добиваться высоких результатов?
– В большинстве своем они были очень дисциплинированные, послушные, трудолюбивые. Никто не сачковал, не халявил, не качал права. Ребята хорошо усваивали все уроки, и это помогало им на соревнованиях. Они знали, как правильно распределить силы, где их сэкономить, чтобы в нужный момент «выстрелить». Помню чемпионат СССР по плаванию в ластах, город Пикалёво Ленинградской области, 1992 год. Заплыв на 800 метров. Борьбу за первое место ведут Сергей Ахапов и Константин Кудряев, который одно время также у меня тренировался (а вообще он воспитанник Галины Михайловны Марченко). Последний поворот остается, Ахапов проигрывает Кудряеву метров пять-шесть, а это очень много. Отыграться почти невозможно… Тем не менее Сережа прибавляет в скорости, обгоняет соперника и устанавливает рекорд мира: 6 минут 33,11 секунды! Костя проплыл за 6.35…
– Ваши воспитанники часто вас удивляли? Или в основном все было ожидаемо, они показывали именно те результаты, на которые вы рассчитывали?
– Естественно, мы с моими учениками всегда ставили перед собой определенную планку, делали все, чтобы ее достичь. Но как в спорте без интриг? Всякое случалось. Взять, к примеру, чемпионат мира в Афинах 1992 года. У Ларисы Бутенко тогда на стометровке в главных конкурентах были две китаянки. А Лариса обладала еще таким качеством: результаты соперников ее абсолютно не волновали и не пугали. В предварительных заплывах соперницы оказались сильнее – ну и что? Начался финал: они втроем – Лариса и эти самые китаянки – плечо в плечо плывут, синхронно делают поворот… И за пятнадцать метров до финиша Бутенко их обеих «съедает»! А потом она буквально чудом спасла эстафету, где три этапа наша женская сборная проигрывала тому же Китаю. Лариса плыла четвертый, заключительный, этап. По-прежнему немного отставала. Но снова метров за пятнадцать до финиша сделала рывок – и победа за нами! Я сам удивился: «Ты, – говорю, – откуда силы взяла?» Она отвечает: «Вы же все за меня болели, вот вы своими силами и поделились со мной!» Касанием выиграла – всего пять сотых секунды! Представляете? Много у нас таких ситуаций было.
Вкладывайте душу в дело!
– Сегодня, будучи на административной работе, вы продолжаете воспитывать юное поколение?
– Да, занимаюсь в основном с ребятишками в бассейне «Динамо». Там направленность прежде всего оздоровительная. Моя нынешняя задача как тренера – просто учить детей правильно плавать, прививать им интерес к физкультуре и спорту, вообще к движению. И, возможно, через некоторое время кто-то из них проявит себя на большой спортивной арене.
– Юрий Николаевич, что вам в первую очередь хочется сказать в порядке напутствия молодым специалистам, которые приходят на тренерскую работу?
– Не все, но многие сегодня в первую очередь думают о своих доходах, а не о будущем нашего спорта. Тренеры моего поколения, устраиваясь на работу, спрашивали: что конкретно я должен делать? Теперь вопрос номер один: а сколько я буду получать? И меньше чем за 60–70 тысяч работать не соглашаются, но нет у нас таких ставок! Да если и были бы, их надо еще заслужить… Конечно, хлеб насущный никто не отменял, достойная заработная плата важна, но все же не ее надо ставить во главу угла. Если думать только о ней, результатов не будет. Хочу каждому пожелать: просто грамотно, честно, профессионально делайте свою работу, цените традиции, любите свое дело, вкладывайте в него душу – и все у вас получится! Всем желаю крепкого здоровья и личного благополучия. Очень важно, когда есть взаимопонимание в семье. Мне повезло, моя жена Ольга Николаевна Каразаева – заслуженный тренер РСФСР по подводному спорту, многие вопросы мы решаем сообща, всегда поддерживаем друг друга.
– Известно, что вы по-прежнему ведете активный образ жизни, находите время, чтобы поплавать в бассейне. А как часто вам удается это делать?
– Четыре-пять раз в неделю, иногда меньше, если сильно занят по работе. Но каждый раз ставлю задачу: за неделю я должен в сумме проплывать не менее семи километров. Знаете, начиная с 2007 года, я перенес пять операций на сердце. Так вышло, что они оказались неизбежными. Но врач мне сказал: надо двигаться! В меру, без фанатизма, но надо в обязательном порядке! И вновь я на собственном опыте убедился в простой истине: движение – это жизнь.
Награжден медалью первого трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина (1999), медалью «За вклад в подводную деятельность» (2008).
Использованы фото из личного архива Юрия Каразаева.