26 Июля 2017
Пора под парус!

Короткое сибирское лето в разгаре. С конца мая на акватории Новосибирского водохранилища, оно же Обское море, кипит активно жизнь. Наряду со взрослыми вовсю трудятся юные яхтсмены: прилежно «учат уроки», активно тренируются, участвуют в соревнованиях, которыми наш условно солнечный сезон по-своему богат. Так, очередные старты прошли недавно: 13 – 16 июля опытные спортсмены разыграли Парусный Кубок Сибири, а их младшие товарищи между тем провели борьбу в рамках IX Детской парусной регаты «Siberia river – 2017».
Но каждый ли желающий способен управлять яхтой? Каких ошибок море, пусть даже Обское, не прощает прежде всего? Об этом и другом, связанном с подготовкой юных яхтсменов, рассказал в интервью нашему сайту тренер-преподаватель по парусному спорту СДЮШОР «Центр водных видов спорта» Игорь Матюхин, который ведет занятия на территории яхт-клуба «АкваЛэнд» в Бердске.
– Игорь Александрович, трудно не обратить внимание, что в вашем клубе занимается много совсем маленьких ребятишек, еще дошкольников. В каком же возрасте можно вставать под парус?
– Да у нас дети с пяти-шести лет уже в соревнованиях участвуют! Правда, пока в небольших, клубных. Малыши составляют отдельную зачетную группу, среди них, как правило, выявляется свой лидер, который становится локомотивом для других. Так что пятилетних ребятишек можно уже спокойно приводить к нам в секцию. Они вливаются в команду, где, кроме работы тренера, очень важен бригадный метод обучения, взаимодействие в коллективе: более опытные ребята передают новичкам свои знания и навыки, помогают освоиться в нашей обстановке.
– С чего начинается обучение, какие шаги необходимо сделать юному яхтсмену в первую очередь?
– Парусный спорт относится к морским видам спорта, поэтому прежде всего детям следует изучить соответствующую терминологию. Все мы должны свободно разговаривать на одном языке, правильно обозначать все предметы, явления и прочее. Странно будет, если я начну кричать посреди моря: «Мальчик, во-о-он за ту веревочку дерни!» Затем, когда дети специальную лексику слегка освоят, им можно делать следующие шаги – знакомиться с устройством яхты, понемногу выходить на воду...
– Ясно, что без профессионального языка не обойтись ни в одном виде спорта. Но в вашем случае детям наверняка поскорее хочется ощутить романтику, оказавшись под парусом в море. Не успевают ли они до этого чудного момента разочароваться, погрузившись в изучение новых слов?
– Что вы! Они же не зубрят целыми днями спецлитературу, сидя за партой. Обучение идет в доступной, увлекательной форме. Скажем, пять минут мы действительно посидели, позанимались теорией, затем отправились на берег, приступили к тем или иным практическим действиям, тут же начали применять морские термины в обиходе. Все усваивается легко и быстро, когда дети начинают теми же новыми словами между собой перебрасываться. Такой азарт возникает, глаза горят!
– Ребенок пришел в секцию, начинает учиться. Как скоро он может выйти в море?
– Уже в первый или второй день занятий. Правда, сначала в качестве пассажира. А когда ему совершать самостоятельный выход – тут все индивидуально, у каждого свой срок. Одним надо тренироваться неделями, привыкая к новой обстановке. Другие все схватывают моментально, практически сразу готовы действовать без подсказок. Вот яркий пример: есть у меня среди воспитанников сестренки-двойняшки, Анастасия и Екатерина Пикаревские, 2005 года рождения. Они начали заниматься в клубе 7 июня этого года, а 29-го уже поехали на соревнования – открытое первенство Красноярского края. И, с учетом своего непродолжительного опыта, прекрасно выступили: Настя стала бронзовым призером, Катя заняла четвертое место, при этом обе выполнили норматив третьего юношеского разряда.
– Сначала дети, как положено, осваивают яхту класса «Оптимист». А затем?
– Позже переходят к конструкциям более высокого класса. Учатся управлять «Кадетом», это яхта-двойка. Затем пересаживаются на «Луч», имеющий три вида комплектации: «Луч-мини», «Луч-радиал», у которого мачта на 400 миллиметров выше, и, наконец, «Луч-стандарт» – это плюс еще 400 миллиметров… «Луч-стандарт» в советские времена наши мастера «срисовали» с олимпийского класса «Лазер», хотя в качестве мы ему, конечно, проигрываем. Так, поступательно освоив эти лодки, пройдя несколько классов, можно дойти до статуса крейсерских яхт, которые позволяют уходить уже в моря-океаны. Но начинается все действительно с «Оптимиста». Кстати, эта лодка внесена в Книгу рекордов Гиннесса, и знаете, почему? Потому, что Книга рекордов Гиннесса так и не сумела подсчитать, сколько этих «Оптимистов» в мире произведено. Уникальный рекорд! А почему – «Оптимист»? Тут все просто: яхта оптимальна для начального периода обучения, доступна и комфортна для детей, вселяет в них уверенность и надежду на большое будущее. При этом она практически непотопляема. Ее просто невозможно опрокинуть, если, конечно, глупостей не натворить…
– Но ведь глупости на ранних стадиях подготовки – обычное дело!
– Мы всеми силами стараемся их минимизировать, для этого проводим теоретические занятия, даем детям курс техники безопасности, отрабатываем все внештатные ситуации своевременно и четко. Море ошибок не прощает – это тренеры вновь и вновь доносят до своих подопечных. Но если ребенок все же опрокинется, ничего особо страшного не произойдет: во-первых, «Оптимист» непотопляем. Во-вторых, уйти под воду тебе не даст спасательный жилет, который должен быть на спортсмене в обязательном порядке. В-третьих, выход в море без сопровождения спасательного катера запрещен. Если спортсмены еще мало подготовлены, он выходит на воду первым. Если подготовлены хорошо, то все происходит в обратном порядке: сначала идут спортсмены, а катер – следом.
– И все же каких глупостей не стоит прежде всего допускать? Каких ошибок море не прощает в первую очередь?
– Самое простое, что начинающему яхтсмену надо запомнить: никогда нельзя браться за парус. У многих есть такая манера, часто это происходит машинально, на рефлексах: как чуть что, малейшая суета – и руки волей-неволей тянутся к этому парусу. Человек хватает его, пытается оттолкнуть, а он тебя – в обратную сторону! Получается такая неравная борьба, в которой ты, конечно, проигрываешь и тем самым переворачиваешь лодку. Это распространенная ошибка новичков.
– Насколько известно, работа с перевернутой лодкой – это целый раздел вашего курса обучения.
– Да, и в первую очередь человек должен приучить себя делать все, чтобы таких ситуаций не допускать. С другой стороны, надо понимать, что перевернутая лодка – одно из ее нормальных состояний. Когда ты прошел уже несколько занятий, освоился на воде, наступает следующий этап подготовки: техника безопасности, применяемая в том числе в различных погодных условиях. Есть такая специальная тренировка – опрокидывание лодки и подъем ее в исходное положение. Дети на открытой воде все это проходят, причем в довольно-таки ветреную погоду. Чем лучше это дело освоишь – тем более уверенно и адекватно будешь действовать в реальных «боевых» условиях.
– Пожалуй, не менее тонкое искусство – ходить под парусом против ветра?
– Ясно, что прямо идти против ветра парусное судно не может, делать этого не позволяют законы аэродинамики. Движение в данном случае осуществляется лавировочным курсом, который складывается из правого и левого галсов: лодка идет сначала одним бортом к ветру, потом другим и таким образом поднимается против ветра с углом атаки примерно 45 градусов. Угол может быть и острее, хотя при 45 градусах развивается максимальная скорость. Зная все это, ребенок на практике должен выполнить три главных условия. Первое – поработать со шкотами и добрать парус, совместить угол корпуса яхты и угол паруса. Второе – проконтролировать положение руля, который должен стоять прямо. Скажем, если на велосипеде мы повернем руль в одну сторону и так оставим, то будем ездить по кругу. Здесь то же самое – лодка начнет крутиться и в итоге сама накажет спортсмена: автоматически произойдет перекидка паруса, и ты получишь удар по голове. Подзатыльник будет не столько болезненный, сколько просто поучающий: спортсмен его должен хорошо запомнить, и тогда ничего подобного не повториться. Наконец третье: важно положение угла атаки по отношению к ветру. Парус имеет определенную площадь, и его передняя часть, естественно, будет реагировать на изменения ветра наиболее быстро. Спортсмен, если он нормально добрал парус и правильно держит руль, теперь следит за передней кромкой паруса, которая показывает: пересек он линию ветра или не пересек. Казалось бы, все не так просто, но если начинающих яхтсмен заинтересован в деле, последовательно все выполняет и не пропускает тренировки, то примерно через неделю занятий он уже спокойно может ходить не только по прямой, но и подниматься против ветра.
– Очевидно, многое зависит не только от интереса и желания, но и от интеллекта?
– Знаете, я тоже неоднократно задумывался над этим вопросом. И за свою почти сорокалетнюю практику тренерской работы пришел к выводу: неталантливых либо неумных детей просто нет. Есть просто ленивые или, скажем так, не раскрывшиеся. Наконец не секрет, что очень серьезная помощь тут необходима со стороны родителей: от того, насколько они будут участливы, в огромной степени зависит успех ребенка. Ведь как иногда бывает? Получив свои первые подзатыльники, человек приходит домой расстроенный, начинает жаловаться, плакать. Родители в одном случае тут же заберут его из секции. Но в другом – найдут нужные слова, убедят его, что на самом деле он талантливый и сильный, а все неудачи временны… В яхт-клубе у нас правит командный дух, здесь все друг друга морально поддерживают. Но важно еще, чтобы соответствующая атмосфера была в семье, чтобы дома ребенок эту поддержку тоже ощущал. Особенно на первом этапе своего роста. К счастью, большинство родителей наших учеников это понимает.
– Мало того, для вашего вида спорта характерна династийность.
– Да, нередко взрослые люди, много лет посвятившие морю и парусам, просто не мыслят своего ребенка в иной среде. Скажем, один из самых перспективных моих учеников, Егор Пинченков, которому сейчас 11 лет, в секцию пришел благодаря своему папе, и старший его брат Данил парусным спортом также занимается. Часто ребята приходят с братьями-сестрами. Я уже говорил про Настю и Катю Пикаревских – девочки очень активные, трудолюбивые. Кроме того, при всей взаимной поддержке в то же время соперничают между собой, друг друга подзуживают, и это им по-своему помогает, дает определенный эффект.
– «Вынужденный» вопрос: насколько ваш вид спорта сегодня затратный?
– Стоимость обучения именно в летний период (с конца мая до начала октября) составляет 6 тысяч рублей в месяц. Это – с предоставлением всей материальной части, экипировки, жилетов, с обеспечения системы безопасности, аренды катеров и так далее. Словом, все включено! Ребенку остается только принести с собой в день тренировки 200 рублей, чтобы здесь же, в кафе, пообедать. А вот зимние занятия у нас бесплатны.
– Кстати, как спортсмены проводят зиму?
– Занимаются теорией, общефизической подготовкой. Кроме того, директор яхт-клуба «АкваЛэнд» Алексей Марченко предоставляет нам мастерскую, чтобы мы могли заниматься подготовкой нашей матчасти, которую мы за лето «поранили», как-то загубили, износили. Участие во всех восстановительно-ремонтных работах принимают сами дети, и это правильно! В программе обучения у нас есть пункт, который так и называется: «Работа с матчастью». Ребенок сам для себя готовит лодку, сам ее шкурит, полирует и прочее. Таким образом одновременно получает навыки, которые вполне могут ему в дальнейшем пригодиться, независимо от того, сделает ли он парусный спорт делом всей своей жизни.
– На что прежде всего нацелена общефизическая подготовка?
– Ясно, что море слабых не терпит. В море надо выходить уже достаточно крепким, физически и морально устойчивым, с хорошей координацией. Поэтому у нас есть целый комплекс упражнений, который помогает держать необходимую форму, развивать силу, выносливость, ловкость и другие качества, держать равновесие и так далее. Невозможно наработать все это в достаточной степени, не выходя из лодки. Так что дети занимаются ОФП по полной программе – бегают, подтягиваются, отжимаются, качают пресс, делают различные упражнения на координацию и прочее. Стоит добавить, что курс обучения яхтсмена довольно емкий. Ребята не только тренируются на суше и воде, осваивая при этом морскую лексику, они также изучают основы метеорологии, гидродинамики, аэродинамики. Все это, естественно, им пригодится.
– Игорь Александрович, а как представители нашего «условно морского» региона смотрятся на всероссийской арене? Ясно, что у некоторых и климат другой, и море шире, и финансов, быть может, больше. Мы же используем по максимуму свой ресурс…
– И результат, с учетом этого ресурса, имеем неплохой. Возьмем для примера традиционную спартакиаду учащихся России: в соревнованиях по парусному спорту в ее рамках участвует порядка 26 регионов. Мы стабильно занимаем 8-9 места, то есть находимся в первой трети турнирной таблицы. Ясно, что выше нам не позволяют подняться наши климатические условия, но есть еще другая сторона медали: например, в Москве и Питере совсем другое финансирование. Есть хорошие условия в Тольятти, ребята, которые там занимаются, имеют возможность ездить по всему миру, часто бывают на сборах, тренируются на воде почти круглый год. Ясно, чем больше у тебя практики работы именно в море, тем ты лучше управляешь яхтой и показываешь результаты выше.
– А у вас бывают выездные сборы?
– Периодически возникает такая возможность. Тут все опять же в финансы упирается. В прошлом году, например, мы провели один сбор в ноябре на Черном море – в курортном поселке Большой Утриш Анапского района Краснодарского края. В основном в сборах принимают участие самые сильные наши спортсмены, 4-5 человек, чтобы подготовиться к тем или иным крупным стартам. Из наиболее перспективных моих воспитанников могу назвать сегодня Виталия Иванова, Леонида Баляна, Екатерину и Лилию Скоровых, уже знакомых вам братьев Пинченковых и сестер Пикаревских. Ребята делают успехи на соревнованиях и, конечно, задают соответствующий настрой своим товарищам по команде.
– Что вы скажете в порядке напутствия начинающим спортсменам?
– Главное – это желание заниматься, любовь к своему делу. Без интереса, без желания трудиться и достигать целей ничего не выйдет. Тренер, конечно, должен всячески поддерживать спортсмена, делать все, чтобы этот интерес не угасал, помогать человеку расти. И родители тоже, о чем я уже говорил… Но! Как утверждали восточные философы, сэнсэй может показать путь, но идти по нему придется самому. Желаю ребятам, которые приходят в парусный спорт, оставаться увлеченными, активными, трудолюбивыми. Не спешите бросать спорт, если что-то пошло не так, будьте настойчивы и терпеливы – тогда успех вам будет обеспечен!
Но каждый ли желающий способен управлять яхтой? Каких ошибок море, пусть даже Обское, не прощает прежде всего? Об этом и другом, связанном с подготовкой юных яхтсменов, рассказал в интервью нашему сайту тренер-преподаватель по парусному спорту СДЮШОР «Центр водных видов спорта» Игорь Матюхин, который ведет занятия на территории яхт-клуба «АкваЛэнд» в Бердске.
– Игорь Александрович, трудно не обратить внимание, что в вашем клубе занимается много совсем маленьких ребятишек, еще дошкольников. В каком же возрасте можно вставать под парус?
– Да у нас дети с пяти-шести лет уже в соревнованиях участвуют! Правда, пока в небольших, клубных. Малыши составляют отдельную зачетную группу, среди них, как правило, выявляется свой лидер, который становится локомотивом для других. Так что пятилетних ребятишек можно уже спокойно приводить к нам в секцию. Они вливаются в команду, где, кроме работы тренера, очень важен бригадный метод обучения, взаимодействие в коллективе: более опытные ребята передают новичкам свои знания и навыки, помогают освоиться в нашей обстановке.
– С чего начинается обучение, какие шаги необходимо сделать юному яхтсмену в первую очередь?
– Парусный спорт относится к морским видам спорта, поэтому прежде всего детям следует изучить соответствующую терминологию. Все мы должны свободно разговаривать на одном языке, правильно обозначать все предметы, явления и прочее. Странно будет, если я начну кричать посреди моря: «Мальчик, во-о-он за ту веревочку дерни!» Затем, когда дети специальную лексику слегка освоят, им можно делать следующие шаги – знакомиться с устройством яхты, понемногу выходить на воду...
– Ясно, что без профессионального языка не обойтись ни в одном виде спорта. Но в вашем случае детям наверняка поскорее хочется ощутить романтику, оказавшись под парусом в море. Не успевают ли они до этого чудного момента разочароваться, погрузившись в изучение новых слов?
– Что вы! Они же не зубрят целыми днями спецлитературу, сидя за партой. Обучение идет в доступной, увлекательной форме. Скажем, пять минут мы действительно посидели, позанимались теорией, затем отправились на берег, приступили к тем или иным практическим действиям, тут же начали применять морские термины в обиходе. Все усваивается легко и быстро, когда дети начинают теми же новыми словами между собой перебрасываться. Такой азарт возникает, глаза горят!
– Ребенок пришел в секцию, начинает учиться. Как скоро он может выйти в море?
– Уже в первый или второй день занятий. Правда, сначала в качестве пассажира. А когда ему совершать самостоятельный выход – тут все индивидуально, у каждого свой срок. Одним надо тренироваться неделями, привыкая к новой обстановке. Другие все схватывают моментально, практически сразу готовы действовать без подсказок. Вот яркий пример: есть у меня среди воспитанников сестренки-двойняшки, Анастасия и Екатерина Пикаревские, 2005 года рождения. Они начали заниматься в клубе 7 июня этого года, а 29-го уже поехали на соревнования – открытое первенство Красноярского края. И, с учетом своего непродолжительного опыта, прекрасно выступили: Настя стала бронзовым призером, Катя заняла четвертое место, при этом обе выполнили норматив третьего юношеского разряда.
– Сначала дети, как положено, осваивают яхту класса «Оптимист». А затем?
– Позже переходят к конструкциям более высокого класса. Учатся управлять «Кадетом», это яхта-двойка. Затем пересаживаются на «Луч», имеющий три вида комплектации: «Луч-мини», «Луч-радиал», у которого мачта на 400 миллиметров выше, и, наконец, «Луч-стандарт» – это плюс еще 400 миллиметров… «Луч-стандарт» в советские времена наши мастера «срисовали» с олимпийского класса «Лазер», хотя в качестве мы ему, конечно, проигрываем. Так, поступательно освоив эти лодки, пройдя несколько классов, можно дойти до статуса крейсерских яхт, которые позволяют уходить уже в моря-океаны. Но начинается все действительно с «Оптимиста». Кстати, эта лодка внесена в Книгу рекордов Гиннесса, и знаете, почему? Потому, что Книга рекордов Гиннесса так и не сумела подсчитать, сколько этих «Оптимистов» в мире произведено. Уникальный рекорд! А почему – «Оптимист»? Тут все просто: яхта оптимальна для начального периода обучения, доступна и комфортна для детей, вселяет в них уверенность и надежду на большое будущее. При этом она практически непотопляема. Ее просто невозможно опрокинуть, если, конечно, глупостей не натворить…
– Но ведь глупости на ранних стадиях подготовки – обычное дело!
– Мы всеми силами стараемся их минимизировать, для этого проводим теоретические занятия, даем детям курс техники безопасности, отрабатываем все внештатные ситуации своевременно и четко. Море ошибок не прощает – это тренеры вновь и вновь доносят до своих подопечных. Но если ребенок все же опрокинется, ничего особо страшного не произойдет: во-первых, «Оптимист» непотопляем. Во-вторых, уйти под воду тебе не даст спасательный жилет, который должен быть на спортсмене в обязательном порядке. В-третьих, выход в море без сопровождения спасательного катера запрещен. Если спортсмены еще мало подготовлены, он выходит на воду первым. Если подготовлены хорошо, то все происходит в обратном порядке: сначала идут спортсмены, а катер – следом.
– И все же каких глупостей не стоит прежде всего допускать? Каких ошибок море не прощает в первую очередь?
– Самое простое, что начинающему яхтсмену надо запомнить: никогда нельзя браться за парус. У многих есть такая манера, часто это происходит машинально, на рефлексах: как чуть что, малейшая суета – и руки волей-неволей тянутся к этому парусу. Человек хватает его, пытается оттолкнуть, а он тебя – в обратную сторону! Получается такая неравная борьба, в которой ты, конечно, проигрываешь и тем самым переворачиваешь лодку. Это распространенная ошибка новичков.
– Насколько известно, работа с перевернутой лодкой – это целый раздел вашего курса обучения.
– Да, и в первую очередь человек должен приучить себя делать все, чтобы таких ситуаций не допускать. С другой стороны, надо понимать, что перевернутая лодка – одно из ее нормальных состояний. Когда ты прошел уже несколько занятий, освоился на воде, наступает следующий этап подготовки: техника безопасности, применяемая в том числе в различных погодных условиях. Есть такая специальная тренировка – опрокидывание лодки и подъем ее в исходное положение. Дети на открытой воде все это проходят, причем в довольно-таки ветреную погоду. Чем лучше это дело освоишь – тем более уверенно и адекватно будешь действовать в реальных «боевых» условиях.
– Пожалуй, не менее тонкое искусство – ходить под парусом против ветра?
– Ясно, что прямо идти против ветра парусное судно не может, делать этого не позволяют законы аэродинамики. Движение в данном случае осуществляется лавировочным курсом, который складывается из правого и левого галсов: лодка идет сначала одним бортом к ветру, потом другим и таким образом поднимается против ветра с углом атаки примерно 45 градусов. Угол может быть и острее, хотя при 45 градусах развивается максимальная скорость. Зная все это, ребенок на практике должен выполнить три главных условия. Первое – поработать со шкотами и добрать парус, совместить угол корпуса яхты и угол паруса. Второе – проконтролировать положение руля, который должен стоять прямо. Скажем, если на велосипеде мы повернем руль в одну сторону и так оставим, то будем ездить по кругу. Здесь то же самое – лодка начнет крутиться и в итоге сама накажет спортсмена: автоматически произойдет перекидка паруса, и ты получишь удар по голове. Подзатыльник будет не столько болезненный, сколько просто поучающий: спортсмен его должен хорошо запомнить, и тогда ничего подобного не повториться. Наконец третье: важно положение угла атаки по отношению к ветру. Парус имеет определенную площадь, и его передняя часть, естественно, будет реагировать на изменения ветра наиболее быстро. Спортсмен, если он нормально добрал парус и правильно держит руль, теперь следит за передней кромкой паруса, которая показывает: пересек он линию ветра или не пересек. Казалось бы, все не так просто, но если начинающих яхтсмен заинтересован в деле, последовательно все выполняет и не пропускает тренировки, то примерно через неделю занятий он уже спокойно может ходить не только по прямой, но и подниматься против ветра.
– Очевидно, многое зависит не только от интереса и желания, но и от интеллекта?
– Знаете, я тоже неоднократно задумывался над этим вопросом. И за свою почти сорокалетнюю практику тренерской работы пришел к выводу: неталантливых либо неумных детей просто нет. Есть просто ленивые или, скажем так, не раскрывшиеся. Наконец не секрет, что очень серьезная помощь тут необходима со стороны родителей: от того, насколько они будут участливы, в огромной степени зависит успех ребенка. Ведь как иногда бывает? Получив свои первые подзатыльники, человек приходит домой расстроенный, начинает жаловаться, плакать. Родители в одном случае тут же заберут его из секции. Но в другом – найдут нужные слова, убедят его, что на самом деле он талантливый и сильный, а все неудачи временны… В яхт-клубе у нас правит командный дух, здесь все друг друга морально поддерживают. Но важно еще, чтобы соответствующая атмосфера была в семье, чтобы дома ребенок эту поддержку тоже ощущал. Особенно на первом этапе своего роста. К счастью, большинство родителей наших учеников это понимает.
– Мало того, для вашего вида спорта характерна династийность.
– Да, нередко взрослые люди, много лет посвятившие морю и парусам, просто не мыслят своего ребенка в иной среде. Скажем, один из самых перспективных моих учеников, Егор Пинченков, которому сейчас 11 лет, в секцию пришел благодаря своему папе, и старший его брат Данил парусным спортом также занимается. Часто ребята приходят с братьями-сестрами. Я уже говорил про Настю и Катю Пикаревских – девочки очень активные, трудолюбивые. Кроме того, при всей взаимной поддержке в то же время соперничают между собой, друг друга подзуживают, и это им по-своему помогает, дает определенный эффект.
– «Вынужденный» вопрос: насколько ваш вид спорта сегодня затратный?
– Стоимость обучения именно в летний период (с конца мая до начала октября) составляет 6 тысяч рублей в месяц. Это – с предоставлением всей материальной части, экипировки, жилетов, с обеспечения системы безопасности, аренды катеров и так далее. Словом, все включено! Ребенку остается только принести с собой в день тренировки 200 рублей, чтобы здесь же, в кафе, пообедать. А вот зимние занятия у нас бесплатны.
– Кстати, как спортсмены проводят зиму?
– Занимаются теорией, общефизической подготовкой. Кроме того, директор яхт-клуба «АкваЛэнд» Алексей Марченко предоставляет нам мастерскую, чтобы мы могли заниматься подготовкой нашей матчасти, которую мы за лето «поранили», как-то загубили, износили. Участие во всех восстановительно-ремонтных работах принимают сами дети, и это правильно! В программе обучения у нас есть пункт, который так и называется: «Работа с матчастью». Ребенок сам для себя готовит лодку, сам ее шкурит, полирует и прочее. Таким образом одновременно получает навыки, которые вполне могут ему в дальнейшем пригодиться, независимо от того, сделает ли он парусный спорт делом всей своей жизни.
– На что прежде всего нацелена общефизическая подготовка?
– Ясно, что море слабых не терпит. В море надо выходить уже достаточно крепким, физически и морально устойчивым, с хорошей координацией. Поэтому у нас есть целый комплекс упражнений, который помогает держать необходимую форму, развивать силу, выносливость, ловкость и другие качества, держать равновесие и так далее. Невозможно наработать все это в достаточной степени, не выходя из лодки. Так что дети занимаются ОФП по полной программе – бегают, подтягиваются, отжимаются, качают пресс, делают различные упражнения на координацию и прочее. Стоит добавить, что курс обучения яхтсмена довольно емкий. Ребята не только тренируются на суше и воде, осваивая при этом морскую лексику, они также изучают основы метеорологии, гидродинамики, аэродинамики. Все это, естественно, им пригодится.
– Игорь Александрович, а как представители нашего «условно морского» региона смотрятся на всероссийской арене? Ясно, что у некоторых и климат другой, и море шире, и финансов, быть может, больше. Мы же используем по максимуму свой ресурс…
– И результат, с учетом этого ресурса, имеем неплохой. Возьмем для примера традиционную спартакиаду учащихся России: в соревнованиях по парусному спорту в ее рамках участвует порядка 26 регионов. Мы стабильно занимаем 8-9 места, то есть находимся в первой трети турнирной таблицы. Ясно, что выше нам не позволяют подняться наши климатические условия, но есть еще другая сторона медали: например, в Москве и Питере совсем другое финансирование. Есть хорошие условия в Тольятти, ребята, которые там занимаются, имеют возможность ездить по всему миру, часто бывают на сборах, тренируются на воде почти круглый год. Ясно, чем больше у тебя практики работы именно в море, тем ты лучше управляешь яхтой и показываешь результаты выше.
– А у вас бывают выездные сборы?
– Периодически возникает такая возможность. Тут все опять же в финансы упирается. В прошлом году, например, мы провели один сбор в ноябре на Черном море – в курортном поселке Большой Утриш Анапского района Краснодарского края. В основном в сборах принимают участие самые сильные наши спортсмены, 4-5 человек, чтобы подготовиться к тем или иным крупным стартам. Из наиболее перспективных моих воспитанников могу назвать сегодня Виталия Иванова, Леонида Баляна, Екатерину и Лилию Скоровых, уже знакомых вам братьев Пинченковых и сестер Пикаревских. Ребята делают успехи на соревнованиях и, конечно, задают соответствующий настрой своим товарищам по команде.
– Что вы скажете в порядке напутствия начинающим спортсменам?
– Главное – это желание заниматься, любовь к своему делу. Без интереса, без желания трудиться и достигать целей ничего не выйдет. Тренер, конечно, должен всячески поддерживать спортсмена, делать все, чтобы этот интерес не угасал, помогать человеку расти. И родители тоже, о чем я уже говорил… Но! Как утверждали восточные философы, сэнсэй может показать путь, но идти по нему придется самому. Желаю ребятам, которые приходят в парусный спорт, оставаться увлеченными, активными, трудолюбивыми. Не спешите бросать спорт, если что-то пошло не так, будьте настойчивы и терпеливы – тогда успех вам будет обеспечен!