22 Сентября 2016
На сколько учеников рассчитана школа, какими были критерии приема?
– Понятно, что новая школа будет содействовать развитию спорта высших достижений. В свою очередь, большой спорт всегда подпитывала массовка…
Антон Благовидов: «Развивать в нашей области сноуборд мы можем, и довольно успешно»

Этот вид спорта, еще недавно для нашего региона экзотический, возник у нас буквально на ровном месте: ни особо подходящим рельефом местности, ни долгими предварительными наработками, ни большим числом энтузиастов, увлеченных такой экзотикой, похвастаться мы не могли. Впрочем, о том, чтобы сноубординг (для краткости говоря, сноуборд) в Новосибирской области стал развиваться, энтузиасты, пусть их было немного, сполна позаботились.
Все началось в 1997 году: местные спортсмены-любители, получив определенный опыт благодаря общению с московскими коллегами и многочисленным видеозаписям, гулявшим по рукам, организовала тогда общественный слет сноубордистов, а затем профильный фестиваль в Горной Шории. Собрал он поклонников «снежной доски» из Новосибирска и Красноярска, прошел – в буквальном и фигуральном смыслах – на высоте… После чего активисты загорелись идеей: открыть в городе на Оби специализированную сноуборд-школу. Одним из главных ее идеологов был Антон Благовидов, изначально такой же любитель, а ныне заслуженный тренер России (в 2008 – 2015 годах был старшим тренером сборной команды страны), директор ГАУ НСО «Спортивная школа олимпийского резерва по сноуборду», созданного в августе 2016 года.
Чем жил этот увлекательный вид спорта в Новосибирске на протяжении своей истории, как чувствует себя сегодня и какие перспективы связаны у него с открытием новой школы? Об этом мы ведем разговор. Слово Антону Благовидову:
– Сноубординг не только в нашей области, но и вообще в России развивается не так давно – с середины девяностых. Многие ошибочно приравнивают его к исконно альпийским дисциплинам, хотя на самом деле он пришел к нам из виндсёрфинга, с океана: люди, которые катались летом на «доске» по воде, пытались чем-то поразвлечь себя зимой. Первые сноуборды по своей форме, по технологии скольжения были практические такими же, как их летние «сородичи» – доски для сёрфинга. И спортсмены на снежных склонах просто имитировали скольжение по волнам. Постепенно сноубординг стал более специфическим, самодостаточным видом спорта, адаптировался именно к альпийской стихии. Появились пластиковые спортивные снаряды, которые подразумевают уже другие скорости, другую технику. Стали возникать различные дисциплины, в том числе акробатические. Сноубординг впитал в себя понемногу отовсюду – от сёрфинга, горных лыж, скейтборда…
– В Новосибирске он начал развиваться благодаря фестивальному движению, активности энтузиастов. Антон Владиславович, а когда и каким образом наш местный сноуборд добился официального признания?
– К счастью, услышали нас довольно быстро. Инициативу одобрило руководство Новосибирской области и города, которое как раз тогда, на исходе «лихих девяностых», сделало ставку на возрождение спортивных секций и школ. В том же 1997 году члены нашего сноуборд-клуба поставили на свои деньги канатную дорогу и помещение в микрорайоне «Горский». Так, благодаря всеобщим усилиям в 2002 году появилась у нас первая муниципальная специализированная спортивная школа сноуборда. С тех пор несколько раз была проведена реструктуризация объекта. А сегодня мы видим итоги всей работы, проделанной почти за 20 лет…
– Значит, если вести отсчет с 1997 года, то в 2017-м у новосибирского сноуборда будет скромный юбилей?
– Выходит, так. Причем 20 лет – уже достаточный период, чтобы сделать определенные выводы. Главный вывод: мы можем культивировать у себя этот вид спорта, и довольно успешно. Есть увлеченные люди, есть стремление идти вперед и заслуженные успехи: новосибирские спортсмены сумели за это время пробиться в победители и призеры крупных российских и международных соревнований. На участие в Олимпийских играх 2014 года претендовало пятеро наших сноубордистов. В итоге там выступил один, Алексей Соболев, который хоть и не завоевал медаль, но стал первым в истории российским спортсменом, выступившим на Олимпиаде в дисциплине слоупстайл. Далее. Условия для занятий сноубордом у нас вполне подходящие. Необязательно жить в Альпах, чтобы его развивать: достаточно с умом использовать тот ресурс, который имеется, совершенствовать базу, делая ее привлекательной и конкурентоспособной. Хотя, конечно, вложений она требует немалых, а в свете нашей «скачущей» экономики решать такие проблемы совсем не легко... Но решаем изо всех сил, как можем!
– Недавно в Новосибирске открылась Спортивная школа олимпийского резерва по сноуборду. Чем же новая структура примечательна и отлична от тех, где наш сноуборд был «прописан» ранее?
– Все группы высшего спортивного мастерства до сих пор у нас базировались в Региональном центре спортивной подготовки сборных команд и спортивного резерва. Группы, находящиеся на начальном и тренировочном этапах подготовки занимались в муниципальном учреждении. Хотя изначально всех подряд пытались собрать в Центре зимних видов спорта, где мы вообще едва не потеряли свое лицо. Вырвались оттуда с боем и надеждой, что школа сноубордистов получит в обозримой перспективе автономный статус, будет развиваться по своим законам. Но тут нас объединили с горными лыжами... В общем, прошли мы серию таких метаморфоз, прежде чем было создано ГАУ НСО «Спортивная школа олимпийского резерва по сноуборду» (СШОР). Открытие школы снимает множество вопросов, связанных в том числе с землепользованием, с качественной организацией тренировочного процесса, с кадровой политикой. Это посыл Правительства России: в связи с разделением функций образовательной и спортивной систем, соответственно, должны быть разделены назначения спортивных школ. Задача новой СШОР – не дополнительным образованием заниматься, а готовить только спортивный резерв, кандидатов в сборные команды области и страны, основное внимание уделять именно профессиональной подготовке спортсменов, руководствуясь федеральными стандартами.
– Еще до открытия школы много шло разговоров о том, что ее главной особенностью станет индивидуальная подготовка…
– Да, новая система позволит более тщательно работать с каждым из спортсменов. Помощь тренерскому составу будет оказывать довольно большой штат инструкторов-методистов: все вместе мы сможем детально анализировать работу с воспитанниками. Для каждого из них будет разработана определенная поэтапная программа подготовки, составлен индивидуальный график, дорожная карта. Когда человек все необходимые этапы пройдет, сдаст экзамен и станет профессиональным спортсменом, он сможет продолжать карьеру в составе сборной России. Если пожелает, конечно.
– Первый набор детей в СШОР по сноуборду уже состоялся.На сколько учеников рассчитана школа, какими были критерии приема?
– Школа рассчитана на 260 спортсменов. В этом сезоне постараемся максимально приблизиться к названной цифре, хотя достичь ее пока не получится – условия для тренировок надо усовершенствовать. Фактически у нас уже занимается 140 человек, начиная с возраста 8 – 9 лет. Все они сдали контрольные нормативы и были приняты в СШОР.
Конечно, главный фактор, который учитывался при отборе, это медицинские показания. И второе важное условие: ребята должны быть психологически готовы к занятиям, иметь большое желание трудиться и наращивать мастерство. Когда человек пройдет первый (подготовительный) этап, уже можно будет сказать, сможет ли он идти дальше. Здесь нам государство диктует такую схему: для того, чтобы перевести конкретного ученика на следующую ступень спортивной подготовки, дается всего две попытки. То есть человек тренируется год, затем сдает контрольные нормативы. Если сразу не сдал, у него остается еще один шанс. Если же и со второго раза не получилось, то мы с этим человеком расстаемся. Да, здесь будет действовать гораздо более жесткая система, чем в спортивных школах, которые принадлежат системе образования.
Кстати, набор детей 2008 – 2009 годов рождения в группы начальной подготовки на бесплатной основе будет продолжаться до октября. – Понятно, что новая школа будет содействовать развитию спорта высших достижений. В свою очередь, большой спорт всегда подпитывала массовка…
– Массовые занятия никуда не денутся, они останутся важной подготовительной ступенькой для тех, кто намерен пройти отбор в спортивную школу олимпийского резерва. Надеюсь, со временем у нас появится крупный региональный центр сноуборда, и мы получим возможность привлекать к занятиям большое количество людей. Сегодня, конечно, наши сноуборд-парки оставляют желать лучшего. Но все равно такая услуга есть – массовое катание там практикуется. Причем мы хотим в перспективе увеличить качество этой услуги в разы, использовались с этой целью не только финансовые, но и интеллектуальные ресурсы: привлекать специалистов, которые дают мастер-класс начинающим, квалифицированно готовят трассы, в том числе для массового катания.
– А что с появлением новой школы изменится в судьбе профессиональных новосибирских сноубордистов, членов сборной России?
– Все они состоят в Региональном центре спортивной подготовки сборных команд и спортивного резерва, но фактически будут тренироваться под руководством своих наставников на нашей базе. Региональный центр, в свою очередь, будет командировать их на сборы, обеспечивать им спортивную подготовку за пределами Новосибирской области. Возрастных ограничений для воспитанников нашей школы нет. Главное, они должны выполнять все необходимые нормативы в плане высшего спортивного мастерства, регулярно подтверждать свой высокий класс. Если эти условия соблюдаются, то взрослый спортсмен остается у нас в школе, и никто его какими-либо нормативными документами «выбить» не сможет. Основные критерии – это призовые места на чемпионате России, общий зачет Кубка Европы, Кубка мира, чемпионатов Европы и мира, участие в Олимпийских играх.
– Лидерами новосибирского сноуборда сегодня однозначно являются двукратный победитель первенства мира Даниил Дильман и призер первенства мира Мария Васильцова – оба они претендуют на участие в Олимпийских играх 2018 года. Кого еще из перспективных спортсменов вы можете назвать, как обстоит дело с ближайшим резервом?
– Сейчас в основном составе сборной России находится пять человек, представляющих Новосибирскую область. Кроме Дильмана и Васильцовой, это Дарья Матвеева, Алексей Соболев, а также легионер из Красноярского края Николай Олюнин, выступающий за наш регион параллельным зачетом. Жалко, что мы упустили Влада Хадарина – с прошлого года он представляет команду Татарстана. Зато у нас появился Олюнин, серебряный призер сочинской Олимпиады, лидер национальной сборной в дисциплине «сноуборд-кросс». В ней же выступают Дильман, Васильцова и Матвеева, которым отныне будет легче наращивать мастерство: появилась возможность равняться на лидера, тянуться непосредственно за ним. Причем в сноуборд-кроссе вводятся сейчас командные гонки, где наши ребята смогут проявить себя вполне достойно.
В акробатических дисциплинах выступает Дмитрий Миндруль. Правда, он получил травму на чемпионате России в минувшем сезоне, поэтому не смог попасть в основной состав национальной сборной. Но Дима упорно тренируется и намерен вернуться в команду. Остается в строю участник Олимпийских игр 2014 года Алексей Соболев, представитель слоупстайла. Дисциплина эта молодая, олимпийская, прогрессирует сейчас активно. Надеюсь, что на подиуме чемпионата России мы в ней закрепимся, хотя придется за этот подиум бороться, в том числе с нашим же земляком Владом Хадариным…
Девушки в акробатических видах тоже появляются, но пока не буду называть их имена. У них как раз сейчас такой период – начало специализации, они перед выбором стоят: какая дисциплина им ближе? Особенно это касается тех, у кого и в кроссе, и в трамплинах более-менее все получается. Думаю, через год-другой эти имена сами о себе заявят.
Говоря о резерве, замечу: по юниорам 12 – 14 лет у нас вообще произошел большой провал. Трудно сейчас что-то конкретное прогнозировать, но мы намерены активно поработать и все образовавшиеся «прорехи» закрыть. В акробатических дисциплинах ребята довольно слабый уровень сейчас показывают, ведь последние четыре года подготовка в этом плане качественно не велась. Но поскольку им 12 – 14 лет, а новая спортивная школа олимпийского резерва практикует самые прогрессивные методики, то шанс наверстать упущенное остается.
– К вопросу о «потерях». Недавно из Новосибирска уехал Влад Хадарин, а ранее, как известно, наши землячки Екатерина Илюхина и Алёна Заварзина стали призерами Олимпийских игр, выступая за другие регионы. Конечно, полностью процесс утечки спортсменов пресечь невозможно. Но способны ли мы сегодня сделать так, чтобы сохранить наш резерв в максимальной степени?
– Действительно, привязать спортсмена к конкретной территории мы физически не можем. К тому же и Катя, и Алёна завоевали олимпийские медали в параллельном гигантском слаломе, а эта дисциплина у нас в области пока непопулярна. Надо признать: хоть мы и сделали основательный шаг вперед за последние годы, но все-таки еще во многом отстаем от других российских территорий, где культивируется сноуборд. В частности, это касается тренировочной базы, заработной платы спортсменов и других аспектом. Но мы стараемся всеми силами поддерживать наших сноубордистов, улучшать условия их жизни и тренировок, предоставлять им возможность профессионального роста.
– Опять же новая школа олимпийского резерва – в помощь?
– Да, тем более мы рассматриваем в отношении каждого перспективного атлета индивидуальную программу не только спортивной подготовки, но и адресной поддержки. Стремимся к такой схеме: если спортсмен проходит все этапы подготовки и попадает в топ национальной сборной, то регион прилагает максимум сил, чтобы этого спортсмена удержать. И речь тут не только о зарплате: члены сборной России могут неплохо зарабатывать, проживая где угодно. Просто надо в большей степени обратить внимание на бытовые условия, решить разные вопросы, например, связанные с образованием. Ведь нередко бывает так: люди уезжают лишь потому, что вузы других регионов более активно идут навстречу студентам-спортсменам, предоставляют определенные льготы, согласовывают план обучения с их графиками сборов и соревнований. Словом, опять же индивидуально решают все вопросы в отношении таких людей. Наша задача сегодня – внимательно следить за каждым спортсменом, заходить к нему буквально в дом, беседовать с родителями, совместными силами прописывать планы на будущее. И потом, я точно могу сказать: далеко не все наши перспективные ребята готовы сорваться с места, на котором они довольно прочно уже обосновались. Большинству из них в Новосибирске вполне комфортно.
– Кстати, о параллельном гигантском слаломе. Помнится, в 2014 году соревнования по этой дисциплине в рамках Всероссийской спартакиады спортивных школ у нас проводились. Только не в сноуборд-парке «Горский», а другом месте.
– Соревнования принимал тогда горнолыжный комплекс «Новососедово», расположенный в Искитимском районе. А на ГЛК «Ключи» Советского района одно время на коммерческих условиях шли тренировки, теперь они будут проводиться в рамках работы нашей СШОР. То есть, мы постепенно охватим Советский район и Бердск. Кроме того, сноуборд сейчас развивается в наукограде Кольцово. Там действует своя трасса, работает профессиональный тренер – мастер спорта международного класса Александр Белкин. Мы в процесс не вмешиваемся, хотя, если нужно, будем готовы помочь – и методически, и в плане дополнительных тренерских кадров. В Кольцово пошли по стопам Илюхиной и развивают прежде всего альпийские дисциплины – параллельный слалом, параллельный гигантский слалом. Думаю, в обозримом будущем кольцовская школа сможет пополнить наш олимпийский резерв.
Что касается «Новососедово», а также горнолыжных комплексов Новосибирской области – «Ключи», «Юрманка», «Горный», то с ними мы каких-либо планов пока не связываем. Возможно, в перспективе будем проводить там различные соревнования. Но это должна быть обоюдная инициатива – наша и принимающей стороны. Коммерческим курортам ведь не всегда выгодно идти на такой шаг, в дни соревнований, как правило, налицо отток туристов. Но это не значит, что нельзя найти компромисс. Самое главное, надо сделать первый шаг, заложить определенные традиции на том или ином комплексе. И развивать их совместными силами.
– Антон Владиславович, а каковы у новосибирского сноуборда ближайшие перспективы? Ведь снежный сезон не за горами!
– В этом году мы возрождаем проведение этапа Кубка России, который ознаменует начало нового сезона. Такие старты в Новосибирске ранее проходили регулярно, это был один из отборочных туров для участия в различных международных соревнованиях. Ныне этап Кубка России состоится на новосибирской трассе 26 декабря. Спортсмены поспорят за награды в дисциплине биг-эйр, которая недавно стала олимпийской, она войдет в программу Игр 2018 года, и мы ее в полном масштабе будем культивировать. Также в конце декабря у нас пройдут традиционные детские соревнования памяти Полины Петроченко. Сейчас остаются возможность и время качественно подготовить склоны для всех намеченных стартов. В феврале состоится еще один этап Кубка России, уже в рамках календаря Международной федерации лыжного спорта (FIS). Это рейтинговый турнир, участие в нем позволит определить спортсмену свое место в международном рейтинге в баллах по классификации FIS. Набранные очки могут пригодиться спортсменам для участия в крупных стартах, включая этапы Кубка мира. Правда, на отбор к ближайшим Олимпийским играм это уже никак не повлияет, но позволит молодым спортсменам сделать шаг к Олимпиаде 2022 года.
– Наверняка сам сноуборд-парк «Горский» тоже будет обновлен к зимнему сезону?
– В наступающем сезоне на территории парка будут постоянно работать две трассы с трамплинами – одна для биг-эйра, другая для слоупстайла. Построим также трамплин под названием квотерпайп, буквально в переводе с английского – «четверть трубы», где смогут тренироваться представители дисциплины хафпайп. Секция для сноуборд-кросса будет открыта для всех желающих – как раз для массового катания. Конечно, поставим воздушную подушку, размером 15 х 15 метров, которая позволит сноубордистам безопасно отрабатывать различные прыжки и трюки, обеспечит мягкое приземление. В прошлом году мы ее пытались установить, но как-то неудачно вышло: ветровая нагрузка слишком большая. А сейчас рядом со сноуборд-парком построили новый многоэтажный дом, и роза ветров несколько изменилась. Так что стройка нам в чем-то пошла на пользу. С другой стороны, солнышка на горе стало меньше. Хотя есть еще один плюс: снег теперь будет дольше лежать на склонах и продлевать нам сезон.
– Значит, позитива все-таки больше?
– Разумеется! К тому же мы стараемся видеть его во всем и работать с соответствующим настроем. Иначе бы до сих пор ничего не получилось… Ведь начинали мы небольшим любительским клубом сноубордистов, а на какой уровень удалось выйти за 20 лет – история говорит сама за себя. Что очень важно, в Новосибирской области сегодня создано региональное отделение Федерации сноуборда России. Это позволяет держать нам руку на пульсе событий, оперативно отслеживать все тенденции российского и мирового сноуборда, наблюдать за его развитием и использовать самые современные наработки в нашей практике для подготовки спортсменов высокого класса.